По совету Доктора прошел вышедший недавно «спинофф» «Легенд Эйзенвальда» под названием «Бастард». Сразу скажу, чувства одолевают противоречивые, негатив перевешивает.
Итак, что мы имеем? Игра - попытка разработчиков с одной стороны отойти от жанра пошаговых стратегий, переместить игру куда-то в область РПГ, а с другой – заставить игроков задуматься над, как им кажется, извечными проблемами.
Посмотрим, что же из этого получилось?
А получилось вот что. Изменился геймплей: опыт теперь, по большей части, выдают за выполнение квестов. Причём квестов прямых, как линия горизонта. Отклонения не допускаются, за редким исключением. Вся суть квестов сводится к тому, что надо прийти в замок/монастырь, затем пробежаться по нескольким точкам, почитать, что говорят и... снова вернуться в тот же замок или монастырь. Иногда требуется сразиться с кем-то в процессе выполнения квеста. И это огромный шаг назад по-сравнению с «Легендами», в которых многие, если не все, квесты можно было выполнить 2-3 способами, не всегда очевидными.
Подконтрольных замков и(или) деревень больше нет, в то же время, после прохождения первой половины первой карты, недостатка в средствах не испытываешь (если, конечно, ты не предпочёл путь подстилки, а дерёшься при каждом удобном случае), скорее – чувствуется недостаток снаряжения, но это не критично. На каждой карте есть 2-3 торговых точки с, как правило, не самым лучшим, но по-прежнему меняющемся раз в игровые сутки ассортиментом. А ведь ещё в прошлом году обещали, что редкие вещи будут задерживаться дольше и появляться чаще, но нет, геймдизайнеры Артедукса верны своей неправильной линии.
Ещё одной раздражающей геймеров вещью было неуправляемое развитие персонажей в гарнизонах. Проблему решили - теперь недвижимое имущество у персонажа отсутствует, а следовательно негде оставлять гарнизоны – добились, чего добивались, но не того, чего хотели.
Очень раздражает глупый рандом, особенно в начале игры. Сразу после старта мы получаем войско, проблема в том, что у двух ополченцев каждый божий рестарт разное вооружение: то им дубину вручат, то копьё, а то и, не дай бог, топор с -5 к инициативе. В общем, в первом же бою вам «аукнется» не то вооружение. Если с копьями можно победить без потерь и ранений, то с топорами надо ещё умудриться выиграть этот бой. Опыта за квесты дают столько, что нанятый на последней зоне молодой дворянин за 10 минут дорос до рыцаря и даже получил второй уровень! В отличие от Дока, я предпочитаю мага и копейщиков воину и тяжёлым пехотинцам – за бой дают такие крохи опыта, по-сравнению с квестами, что потеря 10-20 экспы взамен на экономию времени (из-за контратаки) кажется вполне разумным разменом. В общем, под конец игры моя «непобедимая армада» состояла из 4 копейщиков, 2 пикинёров и 1 рыцаря.
Убрав возможность владеть недвижимостью, разработчики полностью «убили» даже теоретическую необходимость в способности «феодал»(возможность собирать с деревень и замков дань сразу за 5 дней раз в неделю). Теоретическую потому, что даже в «Легендах» она была не особо нужна. Выстроив маленькие равнинные зоны, они окончательно «убили» перк «Путешественник», добавляющий скорость передвижения по сложной местности. За всю игру вы не сможете осадить ни одного замка, что «убивает» перк «мастер осад»(-25% урона союзникам при осаде замка). Забыв убрать на «очень сложном» 1 лидерство, разработчики «убили» также и навык «Лидер». Не добавляет ему популярности и тот факт, что перейдя на вторую зону, лидерство само по себе растёт на единицу. Буквально после получения магом 4 уровня, можно ставить 99% боёв на авто. Итого, геймплей убит чуть более, чем полностью: из игры выпадают 3 перка, линейка «феодала» становится абсолютно бесполезной: никто не станет прокачивать 2 бесполезных навыка, чтобы открыть малополезный третий (торговец +15% к стоимости продажи, -15% стоимости покупки вещей); к найму доступно ограниченное число видов войск, что усугубляется ещё и тем, что доступные виды войск рандомны, к примеру, я не видел ни травниц, ни монахов-воинов, ни арбалетчиков, первый доступный для найма молодой дворянин появился аж на третьей карте, на второй был выбор между пикинёром и епископом.
Далее, ввели понятие авторитета якобы среди местных феодалов. И тут сразу же 2 жирнющих минуса: первый - встреченных местных феодалов можно посчитать на пальцах одной руки, разговаривают они с тобой лишь однажды, практически независимо от авторитета, есть 2 варианта развития событий: бой и уклонение от боя(откуп, либо проверка на силу войска; какая-то фраза в диалоге, редко – проверка авторитета), на развитие событий главного сюжета не влияет никак(да вообще ни на что не влияет!) и второй минус – с одной стороны по ходу игры, его никогда не требуют больше 4-5, но зато на одну из концовок его нужно аж 37(жаль, что не 38 – в попугаях то он гораздо длиннее, т.е. важнее). Авторитет добывается путём выполнения квестов, а также в результате арбитража между каким нибудь «подсудимым» и прочими жителями. И тут мы подходим ко второй части «новаторства» Бастарда – якобы великим философским вопросам, над которыми надо задуматься игроку: «толерантность», «мультикультурализм», «коллективная/персональная ответственность» - над этим в Средневековье задумывались практически все, а не только редкие философы. ;)
Всё-то в игре перевёрнуто с ног на голову, это даже не привычное «добро должно быть с кулаками», а просто какая-то целенаправленная пропаганда негативного образа мышления.
Можете сами полюбоваться на то, какие достижения предлагают получить разработчики.
А вообще, вы готовы стать отъявленным негодяем, пожертвовать всеми жизненными принципами, чтобы однажды совершить подвиг, спасти большое количество людей от страшного зла? Я – нет, именно поэтому не стану переигрывать и «добывать» концовку за 37 авторитета.
Резюмируя: игра мне показалась очень скучной; разработчики позаботились о том, чтобы окончательно добить и без того несовершенный геймплей, поставленные перед игроком «очень важные» вопросы уже настолько набили оскомину, что вызывают, негатив при очередном поминании всуе, как это сделано в Бастарде. Они не только вырваны из контекста, но и не влияют по большому счёту ни на что, кроме возможности получить одну из концовок.
Не смотря на почти год(а то и более) разработки игра вышла крайне сырой и вдобавок слишком короткой. Коли уж придумали авторитет, то он должен быть не менее 3х типов: среди крестьян, феодалов и Церкви. Должна быть взаимосвязь между фракциями, хотя бы частичная. Должны быть задания, связанные с наличием какого-то количества авторитета. Карты должны быть больше, хотя бы как Винфельд и Тревер. Если лишаете возможности владеть замками, то будьте добры – переработайте навыки героя так, чтобы они подходили под изменившиеся условия! Так же недопустимо, чтобы такую короткую игру можно было пройти без сражений – это не интересно, такую возможность прохождения иначе как халтурой не назовёшь.
В общем, название игры абсолютно себя оправдывает – эта игра – бастард Артедукса, даже хорошо, что не стали ставить в название сочетание «Легенды Эйзенвальда». Очень печалит тенденция: каждая следующая игра студии хуже предыдущей. Может грядущая игра Good Knight сможет переломить печальную тенденцию.