Авторские мифологии в игровых мирах
Авторские мифологии в игровых мирах
Примеров мифологий народных известно множество: в частности, греческая, скандинавская, библейская. Также немало примеров и мифологий авторских, созданных одним или несколькими людьми. В числе таких можно назвать «Сильмариллион» Джона Толкиена, где рассказано о Музыке Айнур, начале оформления мира, о несогласии Мелькора, появлении эльфов, а также о многом другом в рамках мифа Арды.
Авторские мифологии, на мой взгляд, могут быть весьма и весьма достойными внимания, поскольку среди них встречаются истории просто великолепные - в отношении красоты, величия, тонкости и значения затронутых тем. Кроме того, авторские мифологии, отталкиваясь от народных, могут развивать темы последних и содержать новые идеи.
Такие мифологии есть в фэнтези литературе, и один пример я уже назвал выше. Найти их можно и в ряде графических игр, о некоторых из которых я далее расскажу.
1. И начну рассказ с серии «Древних свитков» (The Elder Scrolls). Во всех областях мира, показанных в разных частях игры, есть развитая система верований. Герой может найти книги, в которых рассказано, как от двух первичных сил (в одном из вариантов – Ану, персонифицирующего порядок, застой и свет, и Падомая, персонифицирующего хаос и изменение), из их крови появились «первичные духи», аэдра, даэдра и Магне-Ге. Часть из них, аэдра, затем участвовала в творении плана смертных (Нирна), в то время как даэдра и Магне-Ге участвовать не стали.
Как бывает и в представлениях народов нашей Земли, мифологические события в мире Древних свитков плавно перетекают в исторические, когда совершается творение и появляются смертные существа. Разница в том, что в мире Elder Scrolls боги и другие силы продолжают время от времени активно проявлять себя (например, воплощаясь в каких-то персоналиях).
2. Мифология серии Gothic, существенно менее развернутая, нежели в «Древних свитках», повествует о создании мира и о конфликте между Инносом, богом огня и света, и Белиаром, богом тьмы. Есть два источника, благодаря которым игрок знакомится с мифологией: «Учение богов», в котором, как считается, записаны слова Инноса, и проповедь служителя Аданоса, еще одного бога этого мира. Сказанное в этих двух источниках при этом несколько разнится между собой.
Так, согласно «Учению богов» Иннос был первым, его свет озарил все и даровал миру жизнь. Другие боги появились, когда Иннос отделял части себя, сначала создав Белиара, чтобы появилась ночь, а затем – Аданоса, который дал людям желания, знания, любознательность и смелость. При том ночь нужна была потому, что порядок, когда было одно Солнце, был непереносим для живых тварей. По словам же проповедующего Ватраса, Белиар уничтожал все создаваемое Инносом, и тогда Аданос встал между двумя братьями, чтобы погасить этот конфликт. Так было создано море – место, «где Порядок и Хаос были равны». И это море освободило землю, и появились различные создания. По этой проповеди именно благодаря Аданосу появляется все живое.
3. В мире Эора, показанном в Pillars of Eternity, религия политеистична (1), как и в предыдущих двух примерах. В игре можно прочесть истории о богах, например, о встрече Эотаса, бога перерождения, искупления, рассвета, весны и света, Хайлии, богини небес, материнства, творчества, птиц, песни, изобретений, языка и искусств, и Галавэйна, бога охоты, убийц, погони, диких земель и хищников.
Как и в Нирне (мире, где происходит основное действие в «Древних свитках»), в Эоре мифологическая история не оканчивается где-то в прошлом, а продолжается. В частности, Эотас дважды воплощается примерно в то время, когда происходит действие обеих частей Pillars. И будет ли в Эоре когда-то переход к прозаическому времени, когда мифологическая история перестанет продолжаться, а волшебство совсем измельчает, как в Средиземье после Третьей эпохи – открытый вопрос.
4. Мифология Darksiders отталкивается от библейской и, соответственно, имеет с ней немало сходного: помимо царства людей, есть Небеса и Преисподняя, откуда приходят ангелы и демоны, есть представление о грядущей великой битве небесного и адского воинств - Апокалипсисе, есть Всадники Апокалипсиса (главные герои игры, кстати). Есть и отличия от библейского мифа: всемогущего бога здесь нет, ангелы могут проиграть, а Обугленный Совет, которому служат Всадники Апокалипсиса – это третья, независимая сила, стремящаяся к сохранению баланса, сила, к которой относится с уважением и Ад, и Небо.
5. Мифологическую предысторию имеет сюжет известной Baldur's Gate. Когда Баал, бог убийств, и Миркул, бог мертвых, украли у Ао, стража равновесия, Скрижали Судьбы, Ао, имевший такую власть, низверг всех богов с планов, где были их обители, на землю до тех пор, пока Скрижали не будут возвращены ему. Это время, когда воплощенные боги (в ослабленном виде) ходили по земле, назвали Смутным Временем или Пришествием Аватаров. В этот период многие боги были убиты, был убит также и Баал. До этого у него родились дети от смертных женщин – Баал замыслил своё возрождение через потомков случае своей гибели. Однако кровь в жилах потомков бога убийств могла привести не только к возрождению прародителя, она также могла позволить одному из них взойти на трон Баала и стать новым богом. Главным героем игры является один из таких потомков, который до поры до времени не знает о своем происхождении.
6. В мире игры Dragon Age, которая впечатлила, наверное, всех, кто с ней познакомился, религия не одна и миф, соответственно, тоже. Преобладающей религией в землях, показанных в трех частях игры, является вера в Создателя или андрастианство, от имени Андрасте, которую верующие считают пророчицей. По андрастианскому учению, Создатель вначале сотворил перворожденных – духов. Но они лишь пели ему хвалы, пребывая в бесформенной и изменчивой реальности. Тогда Создатель, сказав «вы ничего не делаете», отвернулся от своих перворождённых и создал «вдалеке от духов» другую реальность – устойчивую, где сотворил и людей. Замечу, в мире Dragon Age есть (уже не в мифе, а в опыте) не только «привычная» устойчивая часть реальности, но и изменчивая Тень, где пребывают духи и куда люди попадают во сне (те, у кого есть талант к магии, могут попасть в Тень по собственной воле и в полном сознании). Игрок может увидеть реальность Тени в первой и третьей частях (Origins и Inquisition), поскольку в определённые моменты сюжетной истории в ней оказывается его персонаж.
Напомню, что мифология в мире Dragon Age не одна, и у народа эльфов, давно поставленного в этом мире людьми на вторые роли, она другая. Религия эльфов политеистична, в ней несколько богов, входящих в две группы – Создатели и Забытые, враждебные друг другу. Среди Создателей – бог мести, покровительница материнства и справедливости, бог смерти и удачи, бог тайн, богиня охоты, Хранительница Очага и покровительница искусств, бог ремесла, Матерь Галл (2), а также - Фен'Харел Ужасный Волк, которого принимали за своего и Создатели, и Забытые, но который обманул и тех, и других, сделав так, что они уже не могли приходить к народу эльфов.
7. Из мифологии Асхана в Heroes of Might and Magic 5-7 игрок узнает, что мир был сотворен Асхой, Драконом Порядка. Асхе противостоит её брат Ургаш, Дракон Хаоса и создатель демонов (здесь этот миф имеет общие черты с мифом об Ану (упрощая, порядке) и Падомае (упрощая, хаосе) из Древних свитков). В давние времена Ургаш был побежден Асхой и был заточен в огненном сердце мира. Асха же породила шесть стихийных драконов: Света, Тьмы, Воздуха, Земли, Огня и Воды, каждого из которых почитает один из народов (например, Дракона Воды – наги, а Дракона Огня – гномы). Седьмым Драконом стал волшебник Сар-Илам, который положил начало государству магов и в мистическом путешествии по Миру Духов достиг сознания Асхи, которая открыла ему природу материи и духа и показала высший путь силы.
8. Если запустить вступительный ролик к первой части Dark Souls (3), то можно увидеть видеоиллюстрацию истории, которую дает миф, начиная с «древнейшего времени» в этом мире. Говорится же в мифе о следующем. В Эру Древних мир был бесформенным, его окутывал туман. Это была земля серых утесов, древних деревьев и вечных драконов. Но затем появился Огонь. И с его появлением пришли различия: жар и холод, жизнь и смерть, Свет и Тьма. Затем из Тьмы пришли Они и нашли в пламени души Повелителей. Среди Повелителей был Нито, первый из мертвых, ведьма Изалита с её дочерьми Хаоса, Гвин, Повелитель Солнечного Света, с его верными рыцарями. И карлик, от которого произошли люди – он разделил свою душу, и каждый из людей получил её частицу. Повелители бросили вызов драконам. Молнии Гвина разрывали их каменную чешую, ведьмы призывали великие огненные бури, Нито насылал болезни и смерть, а дракон Нагой Сиф предал свой народ, рассказав о том, как можно их победить. И драконы сгинули. Так началась Эра Огня. Это была эра изобилия и процветания. Но как-то Пламя стало угасать, а вместе с этим начал подходить и конец этой Эре.
9. Завершу ряд примеров историей творения мира, в котором происходят события из Diablo. Мир людей в Diablo имеет название Санктуарий. Появился же он так. Ангелы и демоны вели нескончаемую войну, и часть ангелов, предводителем которых был Инарий, а также часть демонов, среди которых самой могущественной была Лилит, решили уйти от неё. Совместно эти ангелы и демоны создали Санктуарий с помощью Камня Мира (4), и этот Санктуарий стал их обителью. Санктуарий, кстати, в английском оригинальном варианте Sanctuary, что имеет значения еще и «убежище, прибежище».
От союзов ангелов и демонов у них появились потомки, нефалемы. Но их сила оказалась настолько велика, что Инарий в конце концов подавил её, используя Камень Мира. Поэтому потомки нефалемов стали обычными людьми.
В завершение мне хотелось бы поразмышлять о том, чем являются мифологии в игровых мирах. Только ли это какое-то их украшение? Думаю, в каких-то случаях это, возможно, скорее и так. Но часто в этих мирах их мифологии – это правда или нечто, близкое к правде. Например, миф о Фен'Хареле Ужасном Волке, который закрыл богам путь с неба, говорит о создании Завесы – преграды между устойчивым, «недремлющим» миром и миром духов и снов, присутствующей на момент игры как данность По умолчанию принимается, что она была всегда, но в Inquisition выясняется, что некогда её не существовало, а две части мира были едины.
Также нечто из мифов может неожиданно войти в историческую реальность: как воплощение или непосредственно зримое явление какого-то бога (Эотас в Pillars of Eternity 2 (5)) или, например, как предсказанное появление Алдуина (6). При том есть менее явная, но более постоянная связь мифа и жизни: ведь зачастую боги в таких мирах отвечают на обращения ощутимей, чем в нашем, оставляя мало места для сомнений в своем присутствии при взаимодействии.
Ситуация, когда миф несет в себе правду о каких-то событиях, пусть и пересказанную до какой-то степени иначе, нежели все было, думаю, вполне может встречаться и в нашем мире. Явления же богов и других существ из мифов у нас сейчас не бывают столь явны и непосредственны, как свет дня. Связь мифа и жизни в нашем мире более бледная и могущая быть оспоренной, нежели в тех, где явно и сильно волшебство. Но как знать, может быть, погружение в такие миры может побудить человека, до этого не воспринимавшего мифы всерьез, отнестись к ним внимательней.
(1) бог не один
(2) галлы – священные животные эльфов в Dragon Age, похожие на оленей
(3)
(4) Камень Мира разрушает Тираэль в конце второй части(5) (начало и после 1:00)
(6) сюжет Skyrim